Как сделать тротуар из цемента своими руками
Вы когда-нибудь задумывались, как преобразить свой двор, создав аккуратные и долговечные дорожки? Самостоятельное изготовление тротуара из цемента — это отличный способ не только сэкономить, но и получить именно тот результат, который вы хотите. Этот процесс требует внимания к деталям, но он вполне по силам даже новичку в строительном деле. В этой статье мы подробно разберем, как правильно залить тротуар цементом, чтобы он служил вам долгие годы.
Видео: Садовая тротуарная дорожка из бетона (цемента) плитка своими руками DIY
Подготовка материалов и инструментов
Прежде чем приступить к работе, необходимо собрать все необходимое. Это сэкономит вам время и нервы в процессе. Основным материалом, конечно, является цемент. Для тротуарных дорожек подойдет цемент марки М400 или М500. Помимо него, вам потребуется песок, щебень или гравий средней фракции и вода. Не забудьте про арматурную сетку для придания прочности, особенно если вы планируете заливать тротуар, по которому будет ездить легковой автомобиль.
Из инструментов вам понадобятся: лопата, правило для разравнивания смеси, мастерок, строительный уровень, резиновый молоток, емкость для замешивания раствора (или бетономешалка), виброплита или ручная трамбовка, а также колышки и шнур для разметки. Также стоит запастись досками или специальной опалубкой для формирования краев будущей дорожки. Правильная подготовка — это половина успеха в таком деле, как заливка тротуара цементом.
Рассчитайте необходимое количество материалов. Для этого определите площадь будущего тротуара (длину умножьте на ширину) и желаемую толщину заливки. Обычно для пешеходной зоны достаточно 7-10 см. Стандартный рецепт бетонной смеси для таких работ — 1 часть цемента, 3 части песка и 4 части щебня. Вода добавляется до достижения консистенции густой сметаны.
Разметка территории и подготовка основания
Это самый ответственный этап, от которого зависит ровность и долговечность вашего тротуара. Начните с разметки. Вбейте колышки по периметру будущей дорожки и натяните между ними шнур. Это поможет вам визуализировать контуры и соблюсти геометрию. Не забудьте предусмотреть небольшой уклон (примерно 1-2 см на метр) для стока дождевой воды.
Далее приступайте к земляным работам. Необходимо выкопать так называемое «корыто» — углубление по всей площади разметки. Глубина зависит от планируемой толщины бетона и слоя основания. Обычно копают на 20-30 см. Дно тщательно утрамбовывают. А знаете ли вы, что происходит с тротуаром, если плохо утрамбовать основание? Он может просесть и потрескаться уже после первой зимы.
Следующий шаг — создание подушки. На утрамбованное дно засыпьте слой щебня толщиной 10-15 см, разровняйте его и снова утрамбуйте. Поверх щебня насыпьте слой песка толщиной 5-7 см. Песок нужно пролить водой и также хорошо уплотнить. Эта многослойная подушка выполняет две важные функции: дренаж (отводит воду от бетона) и защита от морозного пучения грунта.
Установка опалубки и армирование
Чтобы жидкий бетон не растекался и принял нужную форму, по краям подготовленного «корыта» устанавливают опалубку. Для этого можно использовать прочные доски, фанеру или специальные бордюрные ленты. Опалубка должна быть надежно закреплена с внешней стороны колышками, чтобы выдержать давление бетонной массы.
Для придания тротуару дополнительной прочности его необходимо армировать. Для этого на песчаную подушку укладывают арматурную сетку с размером ячейки 10х10 или 15х15 см. Сетку лучше приподнять над песком примерно на 3-4 см, подложив под нее небольшие камешки или специальные пластиковые подставки. Это нужно для того, чтобы арматура оказалась внутри бетонного слоя и равномерно работала на растяжение.
Не забудьте о деформационных швах. Они не дают бетону трескаться при температурных расширениях. Для их формирования через каждые 1,5-2 метра по всей длине будущей дорожки устанавливают поперечные перегородки из тонких деревянных реек или специальной виниловой ленты. После застывания бетона их можно удалить, а швы заполнить герметиком, или оставить в теле плиты.
Приготовление и заливка бетонной смеси
Теперь переходим к самому главному — работе с цементом. Замешивать раствор можно вручную в большой емкости или с помощью бетономешалки. Последовательность важна: сначала смешайте сухие компоненты — цемент и песок, затем добавьте щебень и только после этого постепенно вливайте воду, постоянно перемешивая. Консистенция должна быть однородной и пластичной.
Заливку бетона в опалубку лучше проводить в один заход. Если площадь большая, и вы не успеваете, то заполняйте карту между деформационными швами полностью, а затем переходите к следующей. Начинайте заливку с самого дальнего угла. Раствор выгружайте лопатой и сразу же разравнивайте правилом, опирая его на края опалубки. Это позволит получить идеально ровную поверхность.
После разравнивания необходимо удалить из бетона пузырьки воздуха, которые снижают его прочность. Этот процесс называется вибрированием. Если у вас нет специального глубинного вибратора, можно протыкать смесь в нескольких местах арматурным прутом и аккуратно простукивать резиновым молотком по боковинам опалубки. Это улучшит сцепление компонентов и уплотнит структуру.
Финишная обработка и уход за свежим бетоном
После заливки и вибрирования поверхность бетона нужно затереть. Сначала используют гладилку — большую деревянную или металлическую терку. Ею совершают круговые движения, срезая неровности и заполняя мелкие впадины. Когда бетон немного схватится (по нему можно будет наступить, оставив след глубиной не более 2-3 мм), приступают к финишной затирке. Это придает поверхности гладкость и дополнительную прочность верхнему слою.
А что будет, если оставить свежий тротуар без ухода? Он быстро потрескается. Чтобы этого не произошло, бетон нуждается в правильном созревании. Сразу после затирки его необходимо укрыть полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит слишком быстрое испарение влаги. В жаркую погоду бетон нужно периодически увлажнять, аккуратно сбрызгивая его водой в течение 5-7 дней.
Ходить по такому тротуару можно будет уже через 3-4 дня, но полную прочность бетон наберет только через 28 суток. Только после этого срока на него можно давать полную нагрузку. Снятие опалубки производят через 2-3 дня после заливки, когда бетон уже достаточно окрепнет, чтобы держать форму. Соблюдение этих простых правил позволит вам создать качественное и долговечное покрытие.
Видео: DIY Тротуарная плитка из цемента своими руками Садовая дорожка Поделки из цемента для дачи
Преимущества цементного тротуара
Почему стоит выбрать именно этот вариант? Цементный тротуар, сделанный по всем правилам, обладает рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, это долговечность. Такое покрытие может служить десятилетиями, не теряя своих функциональных качеств. Оно устойчиво к перепадам температур, воздействию влаги и механическим нагрузкам.
Во-вторых, это универсальность. Цементную поверхность можно оставить как есть, либо декорировать различными способами: окрасить специальными пигментами, нанести рельефный рисунок с помощью штампов, имитирующих камень или плитку, либо вкрапить в верхний слой гальку или стекло. Это дает простор для дизайнерских решений и позволяет гармонично вписать дорожку в любой ландшафт.
Наконец, это экономическая выгода при самостоятельном изготовлении. Хотя первоначальные затраты на материалы могут быть выше, чем на готовую плитку, вы получаете монолитное покрытие без швов, в котором не растет трава, и которое не требует регулярной подсыпки песка. Таким образом, вы один раз тратите силы и средства, но зато надолго забываете о проблемах с садовыми дорожками.








